Необычная выставка откроется в немецком портовом городе Гамбурге 24 января будущего года. Начиная с этого дня и до 25 марта посетители исторического мотор-шоу смогут увидеть, как в течение целого века развивалась аэродинамика автомобилей. Прогресс в этой важнейшей области автомобилестроения наглядно продемонстрируют более двух десятков машин разных времен и другие экспонаты.
Хотя девиз выставки «100 лет против ветра», создатели первых в истории автомобилей мало заботились об аэродиниамике: слишком тихоходны были «моторы», да и сама наука об обтекании тел воздушными потоками только зарождалась. Унаследованные от карет допотопные кузова машин вполне отвечали тогдашним скоростям, при которых аэродинамическое сопротивление не играло существенной роли.
Бурный рост авиации накануне первой мировой войны и особенно в ее разгаре подстегнули автостроителей, предлагавших все более и более мощные быстроходные образцы. Не случайно одним из первых «облагородил» кузов автомобиля, придав ему хорошо обтекаемые формы, пионер авиации немец Ханс Граде. Именно в его небольшой машине, представленной в 1915 году, воплощены тогдашние представления об аэродинамически совершенном кузове. Представления, выработанные скорее по наитию, умозрительно, не подкрепленные пока научным эспериментом.
В 30-е годы прошлого столетия, когда аэродинамическая труба прочно вошла в инструментарий авиастроения, ее использовали также и для продувок масштабных моделей автомобилей. К изумлению экспериментаторов, благодаря только лишь оптимизации аэродинамики можно было повысить скорость машины на 40% и уменьшить на треть расход горючего, - и это при неизменной мощности мотора! С тех пор развитие автомобилестроения немыслимо без масштабных аэродинамических исследований – вплоть до продувок в гигантских трубах не только больших моделей, но и натурных образцов.
На уникальной в своем роде гамбургской выставке места на стендах займут, в частности, автомобили Граде 1920 года (старейший экспонат), DKW Fachsenfeld Monoposto (1928), Wanderer Stromlinie (1938), Kamm и Adler Autobahn (1938), Alfa Romeo 6C Stromlinie (1939), Porsche 356 Gmünd (1949), Goliath GP 700 (1952), экспериментальный рекордный Mercedes-Benz C111/III (1970-е годы) и др.
|