Если моторная яхта приличной, 60-метровой, длины на скорости в 16 узлов не гонит перед собой внушительную волну, будьте уверены – на ее носу под водой скрывается старый добрый носовой бульб. Когда-то резко ускоривший большие военные корабли, широко применяемый сегодня в коммерческом судостроении, он постепенно приживается в наши дни и на сравнительно маломерных моторных яхтах.
Еще исследования физиков позапрошлого, XIX, века неопровержимо доказали, что выступ в нижней, подводной, части передней части корабельного корпуса меняет характер характер его обтекания. В сложной картине, полной волн различной длины, их взаимовлияния, завихрений и т.п., происходят благодаря бульбу изменения, «умиротворяющие» гидродинамику и сказывающиеся в конечном счете на сопротивлении водной среды. О том, какое это оказывает влияние на характеристики судна, говорят, например, исследования японского профессора Такао Инуи. Подглядев у природы, он предложил бульб в форме головы усатого кита. Реальное судно, чей бульб сформировали по рецепту Инуи, развивает скорость, на 15% большую, чем у такого же корабля с точно такой же силовой установкой, но с подводным выступом традиционной формы.
Собственно, именно это обстоятельство и привлекло к старому ухищрению нынешних создателей моторных яхт. На каком-то этапе их развития даже «вылизанный» в отношении гидродинамики корпус без бульба категорически отказывался передвигаться быстрее, как бы ни росла мощь его двигателя. Ускорить судно без наращивания бортовой энергетики удавалось только благодаря бульбу.
Одно из ведущих в мире научных учреждений, ищущих новые подходы к давно известному гидродинамическому феномену, – Гамбургский исследовательский центр судостроения. По его рекомендациям, выработанным как в теоретических изысканиях, так и в экспериментах с буксируемыми моделями в специальных бассейнах, построено уже более двух десятков мегаяхт длиной от 80 до 160 метров.
|